- Международный Каннский кинофестиваль
Международный Каннский кинофестиваль
Ежегодно в мае на французском Лазурном берегу в курортном городе Канны проходит один из самых престижных кинофестивалей в мире, относящийся к категории А – Международный Каннский кинофестиваль. В 2002 г. Международный кинофестиваль получил официальное название "Каннский фестиваль".
Впервые он прошел в 1946 г., хотя планировался еще на осень 1939 г. По идее организаторов фестиваля, он должен был представлять альтернативу Венецианскому кинофестивалю. Программа была готова, почетным председателем жюри назначили изобретателя кинематографа Луи Люмьера. Открытие должно было состояться 1 сентября, однако именно в этот день началась Вторая мировая война.
Первый кинофестиваль, который стал событием международного масштаба в культурной жизни послевоенных лет, состоялся – 20 сентября – 5 октября 1946 г. На конкурс было представлено 46 фильмов. 11 из них получили главную награду, тогда – "Гран-при" кинофестиваля от СССР приз получил фильм "Великий перелом" Фридриха Эрмлера.
С 1946 г. кинофестиваль стал проводиться ежегодно изначально в сентябре.
В 1951 г. организаторы фестиваля изменили время его проведения: он стал проводиться весной – в апреле – мае.
С 1951 г. на конкурс стали присылать свои работы кинематографисты США. С 1959 г. на фестивалях журналистам стали показывать фильмы днем, еще до официального показа – чтобы они могли составить свое мнение о фильмах заранее.
В первое время Каннский кинофестиваль был скорее престижным светским мероприятием, привлекающим огромное количество туристов, однако к концу 1960-х гг. он приобрел статус респектабельного фестиваля – с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами и умело режиссируемой интригой. Росту интереса к нему со стороны профессионалов кинобизнеса способствовал открытый в 1959 г. кинорынок Marche du Film, который начал свою работу с одного просмотрового зала и нескольких десятков участников.
В истории проведения Каннского фестиваля не всегда все было гладко: в 1948 и 1950 гг. кинофестиваль не состоялся из-за нехватки денег на его проведение.
В мае 1968 г. во Франции разразился социальный кризис, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку, в связи с чем Каннский кинофестиваль был отменен, хотя до его окончания оставалось всего лишь пять дней. Участники остались без наград.
Кинофестиваль 1969 г. привнес новшество в структуру фестиваля – программа была дополнена проведением "Двухнедельника режиссеров" – параллельного показа фильмов, организованного созданным в 1968 г. Обществом кинорежиссеров.
Фестиваль, руководящим органом которого является Административный совет и который, согласно французскому законодательству 1901 г., был образован в виде ассоциации, в 1972 г. был признан культурным мероприятием общественного значения.
В 1972 г. был изменен принцип отбора конкурсных лент – если ранее их выбирали сами страны-участники, то с этого момента ленты стали отбираться непосредственно руководством фестиваля.
В 1975 г. появляются три официальных внеконкурсных программы. Программа "Изобретательные глаза" (Les Yeux fertiles) представляет фильмы, посвященные другим видам искусства; "Дух времени" (L'Air du temps) – картины на современные темы, и "Сложное прошедшее" (Le Passe compose) – смонтированные из архивных материалов фильмы о киноискусстве.
В 1978 г. по инициативе Жиля Жакоба (Gilles Jacob), в то время исполнительного директора фестиваля, была учреждена премия "Золотая камера" за лучший дебютный фильм, представленный в одной из трех конкурсных программ. Жилю Жакобу принадлежит также идея создания программы "Особый взгляд", не относящейся к конкурсу. С тех пор в Каннах проходят три фестивальных показа: основной конкурс, "Двухнедельник режиссеров" и "Особый взгляд".
В 1998 г. Жиль Жакоб создает программу "Синефондасьон", в рамках которой демонстрируются короткометражные и среднеметражные фильмы, снятые студентами киношкол разных стран. Программа призвана выявлять и поощрять молодые таланты.
Осенью 2000 г. в рамках "Синефондасьон" в Париже был основан проект Residence, благодаря которому молодые режиссеры получили возможность создать личную киноработу за пределами своей страны. В 2005 г. возникает идея "Ателье": после предварительного отбора двух десятков проектов их авторам обеспечиваются на фестивале самые благоприятные условия для поиска дополнительного финансирования.В 2005 г. была открыта новая программа "Все кино мира" (Tous les Cinemas du Monde), посвященной кинематографу разных стран. В рамках этой программы страны получают возможность представить достижения национальных мастеров.
Каннские призы имеют почти такую же ценность, как премия американской киноакадемии "Оскар".Главная награда Каннского кинофестиваля – "Золотая пальмовая ветвь" (Palme d’Or) вручается с 1955 г., а до этого (в период с 1946 по 1954 г.) самая престижная награда фестиваля называлась "Гран-ри". В настоящее время "Гран-при" фестиваля считается второй по престижности наградой.
"Золотая пальмовая ветвь", присуждается за лучший полнометражный и лучший короткометражный фильмы. Первой "Золотой пальмовой ветви", действительно выполняемой из золота, был удостоен американский фильм Дэлберта Манна "Марти".
Существуют ещё и другие награды: Большой специальный приз жюри, награды за лучшее исполнение мужской и женской ролей, Приз за лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу, "Золотая камера" за лучший дебют. Жюри может также присудить еще одну премию полнометражному фильму и две короткометражным фильмам.
Жюри кинофестиваля особенно тщательно оберегают от всех тех, кто может хоть как-то на него воздействовать. На финальную встречу членов жюри вывозят в уединенное секретное место, иногда на остров. В последнее время у них даже отбирают мобильные телефоны, чтобы исключить утечку информации раньше времени. Один из главных принципов фестиваля – секретность того, как проголосовал тот или иной член жюри. Каждый из них дает подписку о неразглашении внутренних тайн голосования.
До 1983 г. фестиваль проходил в здании на набережной Круазетт (сейчас отель Noga Hilton). В 1983 г. состоялось торжественное открытие нового Дворца фестивалей на площади Жоржа Помпиду.
В 2002 году в Каннах появился кинозал на открытом воздухе Cinema de la Plage, где широкой публике демонстрируются картины из золотого фонда киноискусства и проводятся специальные показы.В 2008 г. "Международной деревне" 61-го Каннского фестиваля впервые открылся Российский павильон, который представит Россию на мировом кинорынке.
Бюджет Каннского кинофестиваля составляет около 20 млн евро. Половина этих средств поступает из государственных фондов через Министерство культуры (Национальный центр кинематографии), из бюджета Каннов и от органов местного самоуправления (Совета региона Прованс-Альпы-Лазурный Берег и Генерального совета департамента Приморских Альп). Дополнительное финансирование складывается из поступлений от профессиональных союзов, различных учреждений и частных компаний – официальных партнеров фестиваля.
С 2000 г. президентом Международного Каннского кинофестиваля является Жиль Жакоб (Gilles Jacob).
Генеральным директором с сентября 2005 г. является Катрин Демье (Catherine Demier).Лауреаты Каннского кинофестиваля 2009 года
В 2009 г. главный приз – "Золотую пальмовую ветвь" – 62-го Каннского кинофестиваля получила картина австрийского режиссера Михаэля Ханеке "Белая лента"."Гран при" фестиваля получил криминальный фильм "Пророк" французского режиссера Жака Одиара.
Специальный приз фестиваля жюри вручило знаменитому французскому режиссеру Алену Рене за фильм "Сорняки".
Призы Каннского фестиваля за лучшую женскую и мужскую роль получили французская актриса Шарлотта Гензбур, сыгравшая главную роль в картине Ларса фон Триера "Антихрист" и австриец Кристоф Вальтц, который исполнил роль фашистского офицера в фильме "Бесславные ублюдки" Квентина Тарантино.Приз жюри 62-го Каннского кинофестиваля поделили картины "Аквариум", который сняла британка Андреа Арнолд, и "Жажда" корейского режиссера Парка Чан-Вука.
Приз за лучший сценарий достался фильму "Весенняя лихорадка" китайского режиссера Лу Е, который неоднозначно был принят критикой.
Конкурс короткометражных фильмов выиграла картина португальского режиссера Жоао Салавизы "Арена".
Приз "Золотая камера" за лучший дебют достался австралийскому режиссеру Уорвику Торнтону за картину "Самсон и Далила".
Приз за лучшую постановку получил филиппинец Брийанте Мендоса за фильм "Кинатай" ("Убой").
Советские/российские фильмы-лауреаты Каннского фестиваля (1946-2008)
1946 г. "Гран-при" кинофестиваля от СССР получил фильм "Великий перелом" Фридриха Эрмлера; награду за цветовое решение получил "Каменный цветок" Александра Птушко, премию Ассоциации авторов фильмов за режиссуру Михаил Ромм за фильм "Человек N 217".
1951 г. Художник Абрам Векслер был награжден за художественное оформление фильма "Мусоргский"; победителями в конкурсе короткометражек были признаны ленты "Советский Азербайджан" и "Советская Эстония" Дадачева и Гуидина.
1954 г. Режиссер Сергей Юткевич был награжден за фильм "Великий воин Албании Скандерберг".
1955 г. Кинорежиссер Сергей Васильев был награжден за фильм "Герои Шипки". Премией за лучший лирический фильм, "За кинематографическую интерпретацию балета и выдающееся мастерство Галины Улановой" был отмечен фильм – балет Лео Арнштама, Леонида Лавровского "Ромео и Джульетта". Почетным дипломом за высокие художественные качества VII Каннского международного кинофестиваля был награжден мультиплиационный фильм Льва Атаманова "Золотая антилопа".
1956 г. Режиссер Сергей Юткевич был награжден за фильм "Отелло". В конкурсе короткометражек победителями были названы Тенгиз Абуладзе и Резо Чхеидзе.
1957 г. Призами отмечены фильмы "Сорок первый" Григория Чухрая и "Охотники южных морей" Сергея Когана (конкурс короткометражек).
1958 г. Главный приз фестиваля "Золотая пальмовая ветвь" досталась картине "Летят журавли" Михаила Калатозова. Это единственная на сегодняшний день советская кинолента, получившая "Золотую пальмовую ветвь" Каннского МКФ.
1960 г.. Были отмечены фильмы "Баллада о солдате" Григория Чухрая, награжденная призом за лучший фильм для молодёжи Каннского кинофестиваля и "Дама с собачкой" Иосифа Хейфица (исполнительница главной роли актриса Ия Саввина была нагрждена Специальной премией).
1961 г. Приз за лучшую режиссуру был присужден Юлии Солнцевой за фильм "Повесть пламенных лет".
1963 г. Специальная премия жюри "За наилучшее воплощение революционной эпопеи" режиссеру Самсону Самсонову за фильм "Оптимистическая трагедия".
1966 г. Призом за лучшую режиссуру была отмечена работа Сергея Юткевича над фильмом "Ленин в Польше".
1969 г. Приз ФИПРЕССИ был присужден фильму "Андрей Рублев" Андрея Тарковского.
1972 г. "Гран при" получил фильм "Солярис" Андрея Тарковского.
1974 г. В конкурсе короткометражек победила работа Эдуарда Назарова и Владимира Зуйкова "Остров".
1975 г. Среди короткометражных лент победителем стал Федор Хитрук и его лента "Дарю тебе звезду".
1979 г. "Гран-при" достался фильму Андрея Кончаловского "Сибириада".
1981 г. Лучшей актрисой второго плана была названа Елена Соловей за работу в картине "Группа крови – ноль".
1983 г. "Гран при" и приз ФИПРЕССИ получил фильм "Ностальгия" Андрея Тарковского.
1984 г. Среди короткометражек победил фильм "Чума" Дмитрия Такайшвили.
1986 г. "Гран при" и приз ФИПРЕССИ были вручены Андрею Тарковскому за фильм "Жертвоприношение", а среди короткометражек победил фильм "Гайдук" Горохова – Коцака.
1987 г. "Гран-при" и приз ФИПРЕССИ получил Тенгиз Абуладзе за фильм "Покаяние".
1990 г. Приз за лучшую режиссуру получил Павел Лунгин с фильмом "Такси-блюз"; приз за выдающиеся художественные достижения получил фильм "Мать" Глеба Панфилова; "Золотая камера" присуждена Виталию Каневскому за дебютную картину "Замри, умри, воскресни".
1994 г. Главный приз жюри был вручен Никите Михалкову за фильм "Утомленные солнцем".
1999 г. Приз за лучший сценарий был вручен сценаристам фильма "Молох" (режиссер Александр Сокуров) Юрию Арабову и Марине Кореневой.
2000 г. Приз за лучший актерский ансамбль получил фильм "Свадьба" режиссера Павла Лунгина.
2001 г. В молодежной программе "Кинофонд" победил фильм "Портрет" Сергея Лучишина.
2003 г. Премия Международной федерации кинокритиков (ФИПРЕССИ) была присуждена режиссеру Александру Сокурову за фильм "Отец и сын".
2007 г. Приз за лучшую мужскую роль был присужден российскому актеру Константину Лавроненко, сыгравшему в фильме "Изгнание" режиссера Андрея Звягинцева.
2008 г. Приз "Золота камера" – Особый приз был присужден российскому фильму "Все умрут, а я останусь" режиссера Валерии Гай Германики.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.